✅ Как удалить сажевый фильтр? Зачем? Принцип действия и устройство.

Как удалить сажевый фильтр на автомобиле

Сколько фильтров в машине? Не так уж и много, если разобраться: салонный, топливный, воздушный, сажевый. Все они полезны, пока находятся в рабочем состоянии и способны улавливать взвешенные частицы. Но как только забиваются, то превращаются в глухую пробку, блокирующую все на своем пути. Что делают в этом случае: салонный – меняют редко, топливный и воздушный – почаще, а вот сажевый проще удалить. Но делать это нужно с умом, чтобы не спалить выхлопную систему и двигатель вместе с ней.

Оглавление

1. Устройство сажевого фильтра

2. Принцип действия

3. Зачем нужна регенерация?

4. Что укорачивает срок службы детали?

5. Что делать в случае поломки?

6. Как безопасно удалить фильтр?

7. Нужно ли перепрограммировать ЭБУ после удаления?

8. Нюансы и бонусы удаления

 

1. Как устроен

Говорящее название дает понять, что механизм предназначен для улавливания сажи. Он снижает вред выхлопных выбросов в атмосферу, очищая их от аморфных углеродов. Цвет и запах очищенного выхлопа существенно отличается: он не окрашен в интенсивный графитовый цвет, имеет кисловатый запах вместо удушливого запаха отработанного дизельного топлива. Новый фильтр не улучшает работу авто, не добавляет лошадиных сил, не влияет на потребление топлива. Но ситуация меняется в корне, когда устройство забивается настолько, что даже регенерация не помогает. В этом случае его работа становится ощутима, в некоторых случаях вплоть до непреднамеренной остановки авто.

saz

Понять, почему двигатель глохнет из-за обычного фильтра, можно по его устройству. Визуально он представляет собой металлический корпус со входным и выходным отверстием. На демонтированном устройстве часто можно заметить несколько проводков. Технически, фильтр может быть одноступенчатым или совмещенным с катализатором. В первом случае, он задерживает частицы сажи, во втором производит реакции окисления оксидов азота и углерода, уменьшая уровень токсичных соединений.

К металлической оболочке подведены различные датчики: лямбда-зонды, измеряющие химический состав потока газов, а также датчики температуры и давления. Обычно измерительные приборы устанавливают до и после фильтра, чтобы электроника могла получать корректные данные о работе.

2. Какой принцип действия

Если фильтр одноступенчатый, то поток выхлопных газов попадает в него через входное отверстие, проходит по мельчайшим каналам, улавливающим сажу, поступает через выходное отверстие далее по трубопроводу. В совмещенной с катализатором системе поток выхлопных газов до фильтра или после него проходит процедуру окисления. Улавливание частиц сажи – главная задача устройства, которая со временем приводит к тому, что внутри скапливается большое количество аморфного углерода. Частицы мешают проходить выхлопному потоку, снижают эффективность процесса очищения. Эту ситуацию фиксирует электроника автомобиля при помощи установленных датчиков температуры, давления. При большой разнице данных на входе и выходе ЭБУ запускает процесс самоочищения, избавляясь от переизбытка сажи.

3. Зачем нужна регенерация

Самоочищение, оно же регенерация, запускается по установленному алгоритму. Он бывает двух типов. Если в автомобиле установлена выхлопная система немецкого образца, то в ней скорее всего будет тип DPF, в французских, американских марках чаще ставят FAP. Главное различие алгоритмов – температура:

  • для выполнения программы DPF требуется повышение температуры от 600°С до 800°С. При этом скопившаяся сажа попросту выгорает;
  • для запуска программы FAP необходимо спец средство (Eolys), которое помогает снизить температуру регенерации до 500°С. Оно выступает катализатором, заливается обычно в отдельную, специально предназначенную для этого емкость.

Для запуска регенерации требуется выполнение нескольких условий:

  • соответствующих показаний датчиков, сигнализирующих о предельной норме скопления сажи;
  • статистики количества использованного топлива (в каждом авто в ЭБУ прописана цифра, после использования которой стартует очищение, в норме от 1,5 до 5 тыс. км пробега);
  • ручной (принудительный запуск) для проведения диагностики состояния и работоспособности устройства (проводится в крайних случаях).

В штатном режиме двигатель перерабатывает топливо, выделяет выхлопные газы, они очищаются фильтром. При необходимости накопленная сажа сжигается и устройство снова очищает газы. Но в реальности, процедура очищения не всегда может запустится вовремя или пройти полный цикл. Чтобы регенерация сработала необходимо соблюдение таких условий:

  • разогрев двигателя до нужной температуры;
  • соблюдение ровного скоростного движения по прямой, без остановок.

Если очистка запустилась в пробке, то создать ей подходящие условия практически невозможно. Если процедура не завершилась, то будет с каждым разом заново запускаться, провоцируя энерго затраты и перерасход ГСМ. Минусы подобного явления – увеличение уровня масла, риск выдавливания сальников, появление сообщения о невозможности завершения процедуры очистки.

4. Что укорачивает срок службы детали

Первое, что провоцирует быстрый износ – это некачественное топливо, с обилием присадок. Вместе с подтекающими форсунками оно образует темный выхлоп, содержащий повышенное количество сажи.

saz 2

Второе – невозможность своевременного проведения регенерации. Если авто используют для непродолжительных поездок, когда двигатель толком не успевает нагреваться, то регенерация не запускается. Соответственно, сажевые скопления не сжигаются. Такому риску подвержены:

  • транспорт крупных городов со стабильными заторами в час-пик;
  • авто, которое используют для поездки в ближайший магазин, другие пункты, находящиеся в шаговой доступности.

Третье – нехватка чистого воздуха. Чаще всего проблема возникает из-за старого воздушного фильтра, блокирующего забор воздуха.

Естественный износ детали также возможен. Он происходит постепенно, когда после регенерации часть сажи не выгорает и остается на стенках. Со временем остатки накапливаются и самоочистка не помогает.

5. Что делать в случае поломки

О том, что оборудование вышло из строя, сигнализирует блок управления – активизируется сообщение о необходимости принудительной регенерации. Этому предшествует учащение сеансов очистки, изменение цвета выхлопа на более темный, изменения запаха на более резкий. Поломка происходит не резко, поэтому у водителя есть время подумать о предстоящем ремонте и выбрать подходящий вариант:

  • Заменить отработавшую деталь новой, заказав фирменный экземпляр. Плюс решения в том, что оригинальный сажевик улучшит динамику авто, не вызовет проблем после установки, будет исправно очищать выхлоп. Минус – в его высокой стоимости;
  • Заменить деталь подходящим аналогом. Плюс в том, что газы будут очищаться до установленной нормы. Минус в том, что подобрать нужный аналог сложно, а срок его службы может быть меньше из-за низкого содержания драгметаллов;
  • Удалить нерабочее оборудование из системы полностью. Плюс в том, что пропускная способность выводящего узла улучшится, затраты на ремонт минимальные. Минус – экология будет страдать из-за вредных, неочищенных выбросов.

Грамотное удаление не отражается на работе двигателя, не снижает технических характеристик. Авто вполне способно беспроблемно передвигаться без фильтра.

6. Как безопасно удалить фильтр

Почему именно безопасно? Потому что для проведения процедуры придется нарушить заводскую конструкцию авто, что в принципе нехорошо. А неправильные монтажные действия могут привести к поломкам ведущих систем, созданию аварийных ситуаций. В процессе работ потребуются болгарка и навыки работы со сваркой, желательно аргоновой.

saz 3

Алгоритм следующий:

  • чтобы извлечь фильтрующий блок из металлической коробки, необходимо демонтировать деталь из выхлопного узла;
  • внешнюю оболочку разрезают так, чтобы добраться до фильтра;
  • осмотрев забитые участки на профпригодность, решают, удалять его или нет;
  • для удаления используют метод цельного выпрессовывания или выбивания по частям;
  • далее нужно установить пустую коробку без фильтра обратно в систему, для этого нужно надежно заварить места распила.

Если сварочные работы проводятся полуавтоматом, то на швы желательно нанести антикаррозийный состав. Иногда умельцы предлагают наполнить пустую коробку сажевика металлической стружкой, которая будет фильтровать не хуже заводской детали. Это звучит маловероятно и на практике не выполнимо, особенно, если вспомнить грядущую регенерацию при температуре выше 400°С. Опилки оплавятся и станут глухой пробкой.

7. Нужно ли перепрограммировать ЭБУ после удаления

После удаления забитого фильтра в автосервисе предлагают прошить электронный блок, чтобы не сталкиваться с постоянным появлением ошибки. У многих водителей возникает вопрос: так ли это необходимо или это просто способ заработать? Здесь нужно вспомнить, что для корректной работы сажевика в выхлопной системе установлено несколько видов датчиков. Из-за отсутствия внутреннего блока они будут фиксировать одинаковую температуру и давление. Этот момент спровоцирует активацию сигнала «чек энджин».

Второй момент – запуск плановой регенерации. Если она не сработает на основе информации датчиков, то запустится через определенное количество пройденных км. После проведения процедуры при удаленном блоке, показания все еще не изменятся. Система снова и снова будет запускать очистку. В итоге, выдаст ошибку и хорошо прокалит выхлопную систему.

Третий момент – увеличивается расход ГСМ из-за частого запуска очистки.

Наиболее страшный сценарий развития событий – попадание двигателя в состояние бесперебойной работы. Когда ДТ попадает в масло и смешивается с ним так, что смесь больше напоминает топливо. В этом случае двигатель может начать работать на смеси масла и топлива из картера, остановить его обычным выключением зажигания не выйдет. Мастера говорят при этом, что мотор пошел «в разнос» из-за постоянных попыток проведения регенерации и критического повышения уровня масла.

Чтобы избегать подобных явлений, рекомендуют перенастроить ЭБУ.

8. Нюансы и бонусы удаления

Прошивка электронного блока и удаление забитого картриджа позволяют двигателю вздохнуть и заработать в прежнем режиме. Звук выходящих газов не становится ощутимо громче в силу устройства дизельного двигателя. Ездить без сажевого фильтра можно без проблем, хотя экологи с этим не согласятся. Бонусы процедуры – это ощутимая экономия на покупке нового фильтра и возвращение динамики авто, возможность заливать обычное масло вместо дорогого для авто с сажевыми фильтрами.

whatsapp32  vk telegram32  youtube

Приемка
  • Москва
  • Пакгаузное шоссе, 6
  • +7 (999) 875 21 11
  • +7 (800) 200-81-45
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

© 2012-2020 Катализатор PPR. Все права защищены