✅ Для чего нужен катализатор в вавтомобиле? Устройство. Принцип действия. Диагностика. Замена. Промывка.

Для чего нужен катализатор в автомобиле?

Ежегодно меняются и совершенствуются требования по чистоте выхлопа для машин, работающих на базе двигателя внутреннего сгорания. В определенных случаях из-за высоких экологических стандартов нельзя зарегистрировать транспортное средство в определенном государстве, так как система очистки вышла из строя.

Что такое катализатор

Устройство катализатора

Неисправности катализатора и их причины

Как диагностировать работоспособность

Замена катализатора

Удаление катализатора

Промывка катализатора

Выхлопная система автомобиля в качестве одного из важных компонентов содержит катализатор: он нужен для очистки выхлопных газов. Это позволяет производителю устанавливать стандартную линейку моторов в новые модели автомобилей.

Что такое катализатор

Катализатор – это необходимый компонент системы отвода продуктов сгорания топливно-воздушной смеси в автомобиле. Функционирование элемента базируется на химической реакции нейтрализации тяжелых частиц и опасных газов. У таких автомобилей выхлопные газы не увеличивают показатели смога в городе.

70f11968 f038 4ca2 a7ae 84bcd8fc9a17

Отыскать этот элемент можно в магистрали выхлопной системы. Он размещается как можно ближе к впускному коллектору. Это делается потому, что реакция осуществляется только при высокой температуре. Эффективность функционирования устройства обеспечивается тем, что на выходе из двигателя газы имеют наибольшую температуру.

Устройство катализатора

Катализатор или каталитический нейтрализатор изготовлен в формате колбы из металла, смонтированной после приемной трубы. Внутреннее пространство заполнено керамической вставкой со структурой в виде ячеек. Они имеют вид пчелиных сот. Шестиугольник — это оптимальная форма для распределения множества перегородок, контактирующих с газом, подаваемым от ДВС.

Керамические ребра легированы с использованием драгоценных металлов, например, платины, золота или иридия. Эти сплавы реагируют с горячими газами, присутствующими в выхлопе от мотора. Скорость процесса зависит от нагрева внутри катализатора: чем ребра горячее, тем эффективнее преобразование азотных и углеводородных соединений в азот и углекислый газ. Для полноценной работы катализатора в выхлопной системе установлен детектор кислорода.

Неисправности катализатора и их причины

Блок катализатора в машине бывает в рабочем, нерабочем или полурабочем состоянии. Для водителя о состоянии элемента могут говорить различные сигналы:

  • Снижение КПД двигателя. Если мотор потерял в мощности, авто ускоряется слабее, а динамические показатели снизились, то стоит обратиться к специалисту. Такие симптомы иногда являются предвестниками проблем с другими узлами авто. В случае критической поломки нейтрализатора двигатель заводится плохо и регулярно глохнет. Это связано с возникновением большого сопротивления в выпускном коллекторе, из-за чего падает качество вентиляции цилиндров и появляется новая порция ВТС.
  • Автомобиль потребляет больше горючего. Это связано с попытками блока управления скорректировать проблему за счет подачи более обогащенной топливно-воздушной смеси для стабилизации оборотов коленчатого вала.
  • От выхлопной системы исходят сильные шумы. Этот грохот некоторые путают с прогоранием глушителя. Это является признаком начала разрушения активных элементов внутри катализатора. Куски отваливаются и быстро движутся в корпусе банки, так как не удаляются вместе с выхлопом, издавая громкие звуки из-за ударов. Это хорошо слышно при холодном пуске на повышенных оборотах ДВС.
  • Загорелся Check с индикацией мотора. Это универсальный сигнал, свидетельствующий и об иных неисправностях. В таком случае требуется диагностика для определения кода ошибки и выявления узла – источника сигнала. ЭБУ иногда инициирует оповещение об ошибке, если к ней поступают ошибочные сведения от лямбда-зонда.

Катализатор служит длительное время. Если проводится его должная эксплуатация и полноценное обслуживание вовремя, то он может прослужить столько же, сколько и машина. Этот показатель установлен производителем, а в сопроводительной документации прописан срок службы транспортного средства. Но катализатор иногда намного раньше отрабатывает свой ресурс.

Внезапно катализаторы из строя не выходят. Обычно это следствие определенных ошибок, допускаемых владельцем автомобиля. Обычно они сопряжены с поломками в системе зажигания или топливной подачи. В выхлопной системе оказывается некоторый объем недогоревшего топлива, остающегося в форме нагара на ребрах. При его дожиге в катализаторе происходит накаливание его элементов с последующим разрушением. Такое может случиться из-за износа маслосъемных колпачков на клапанах, в результате чего в коллекторе оказывается не только выхлоп, но и моторное масло.

Предотвратить все это можно посредством проведения периодических проверок системы зажигания автомобиля посредством компьютерной диагностики с целью устранения ошибок в конфигурации мотора. На топливе не рекомендуется экономить. Если качество продукции на заправке сомнительное, то лучше там больше не заправляться.

Как диагностировать работоспособность?

Определить работоспособность катализатора автомобиля можно своими силами либо в сервисном центре. Есть три метода проверки работоспособности данного узла:

  • Осмотр корпуса. При деформации корпуса катализатора можно говорить о частичной либо полной неисправности узла. Катализатор нужно снять и просмотреть на просвет. Определенные модели не допускают осмотра, если корпус не будет вскрыт.
  • Противодавление. Для проверки потребуется манометр и трубка-переходник для присоединения к нему. Манометр монтируется на позицию лямбда-зонда и заводится мотор на 2,5-3 тысячи оборотов на 15 сек. Нормальные параметры давления составляют 0,3-0,35 кг/см2. При значении показателя от 0,5 кг/см2 можно говорить о проблемах с катализатором.
  • Мотор-тестер для диагностики. Этот вариант можно реализовать при использовании специализированного оборудования. Прибор подключается на место свечей зажигания, чтобы снять показатели при старте мотора.

Замена катализатора

Замена катализатора в автомобиле

При выходе из строя катализатора у специалистов сервисных центров обычно есть три предложения для выхода из ситуации:

  • Извлечь старый и установить на его место новый катализатор. Это наиболее простой вариант, но и самый дорогостоящий. Обычно производители монтируют конкретный элемент, точно соответствующий параметрам двигателя. Редко запчасть изготавливается автопроизводителем, обычно этим занимаются сторонние компании. Если заменять катализатор только на оригинальный, то есть имеющий бирку бренда, тогда можно получить отличный результат.
  • Установить универсальный катализатор. Это более дешевый вариант, представляющий собой компромисс между качеством и ценой. Обычно автомобилисты предпочитают такой подход при решении установить новую деталь.
  • Смонтировать пламегаситель. Этот вариант предполагает установку «обманки», которая не дает блоку управления определить, что катализатора нет. Но эта процедура имеет недостаток – в работе двигателя возникают изменения, ведь электроника подстраивает работу с учетом сопротивления от нейтрализатора. Это негативно отражается на чистоте выхлопа.

Удаление катализатора

Катализатор стоит дорого, так как в нем присутствуют драгоценные металлы. Высокая стоимость компонента становится главной причиной, по которой большинство автовладельцев с испорченными катализаторами принимают решение об их удалении. Если его просто вырезать и поместить на его место отрезок трубы, то наименьшее, что произойдет – двигатель будет постоянно функционировать в аварийном режиме. В современных авто используется ЭБУ, которая не позволит завести машину, так как сразу определит данную проблему.

Поэтому рекомендуется не выполнять процедуру, пока не будет проведена консультация со специалистами.

Грамотное удаление катализатора должно быть таким:

  • Выполняется диагностика с обязательным замером параметров, фиксируемых ЭБУ при исправном нейтрализаторе;
  • Формируется диаграмма правильной работы двигателя при исправном катализаторе;
  • Отключается группа контактов, идущая от катализатора к блоку управления, что снова провести диагностику;
  • На место катализатора в системе устанавливается имитатор, так как требуется создать соответствующее сопротивление;
  • Определяется, что будет установлено на месте этого элемента: просто отрезок трубы либо вспомогательный резонатор;
  • Монтируются «обманки», иные датчики либо проводится перепрошивка ЭБУ.

Одним из важных аргументов в пользу установки нового катализатора становится обязательный техосмотр при пересечении границы с европейскими государствами. При удаленной детали и правильной настройке электроники датчик, поднесенный сотрудником техслужбы к выхлопной трубе, продемонстрирует реальный показатель.

Промывка катализатора

Катализатор – это узел, который не подлежит ремонту, а единственным способом восстановления его работоспособности является замена на новый. Невозможно отремонтировать или восстановить узел, ресурс которого отработан, и делать это не зачем. Это расходная деталь, подлежащая замене.

Но если катализатор забился, то можно продлить его срок эксплуатации посредством промывки. Это можно сделать своими руками. Для этого можно использовать этанол или жидкость для карбюраторов. Для процедуры стоит воспользоваться пластмассовой тарой. Катализатор требуется снять с авто и проступить к очистке.

Соты нужно полить жидкостью, а потом завернуть деталь в ткань и установить на тару вертикально. Спустя полчаса можно промыть соты горячей водой. Далее требуется продуть его для проверки проходимости сот. Если воздух проходит слабо, то процесс повторяется. Когда очистка завершена, можно тщательно просушить узел феном и продуть воздухом.

Итак, не рекомендовано игнорировать даже слабые признаки выхода катализатора из строя. Для максимального продления его срока эксплуатации стоит выполнять элементарные процедуры, даже если их цена кажется высокой.

whatsapp32 vktelegram32 youtube

Приемка
  • Москва
  • Пакгаузное шоссе, 6
  • +7 (999) 875 21 11
  • +7 (800) 200-81-45
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

© 2012-2020 Катализатор PPR. Все права защищены